Учись у нас и будет класс!

Хочешь быть успешным –

приходи к нам и мы тебе поможем!

Хочешь учиться у лучших педагогов –

приходи к нам!

Хочешь интересно жить и учиться –

тогда тебе к нам!

Хочешь добиться высоких результатов –

приходи к нам и мы тебе поможем!

В гимназии учиться -

много в жизни добиться.

Среда, 01 Апрель 2015 10:13

Виды и формы насилия

Оцените материал
(0 голосов)

Выде¬ляют четыре основных вида насилия:
Физическое - это преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или
другими взрослыми.
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:
- необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле-ти);
- след от укуса на коже;
- на голове участки кожи без волос;
-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:
- реакция страха при приближении родителя к ребенку;
- общее избегание физического контакта;
- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.
Эмоциональное (психическое) насилие - нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны роди¬телей.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, - это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно¬сти, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже¬ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.
По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо¬жить в том случае, если родитель постоянно:
 предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе¬нок не в состоянии справиться;
 сурово наказывает ребенка;
 чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
 злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:
- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается;
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
- он не проявляет интереса к играм;
- ночное и/или дневное недержание мочи;
- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
- замедленно физическое и общее развитие ребенка.

Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж¬де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго¬товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно¬графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация - эк¬плуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен¬ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле¬ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.
Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу¬ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентрированные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис¬пользуя компьютерные программы, также является порнографией.
Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля¬ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле "Голубая орхидея", организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.
Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.
Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход¬ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про¬даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов¬ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.
Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключитель¬ных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу ... вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит тор¬говля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуата¬ции....».
Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужас¬ный промысел торговцев детьми - дети стали похищаться и продаваться с целью ис¬пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о ко¬торых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предот-вращению этого явления.
Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, "благотворительных организаций".
В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.
Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини¬мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе¬мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

 

Причины распространения насилия в отношении детей

Физическое, эмоциональное, психологиче¬ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от со¬циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне¬ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се¬мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.
Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро¬шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.
Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален¬ными.
Различают три основные стадии их развития:
1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо-лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча¬стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо¬бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи¬вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст¬вию близких для него людей.
При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду¬шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо¬мощности.
2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабаты¬ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби¬рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду¬шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.
Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает¬ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин¬ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове¬денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:
- неспособность добиться успеха;
- комплекс неполноценности (превосходства);
- усвоение стигмы;
- усвоение насилия как формы решения проблем;
Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед¬ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

 

Насилие в школе

С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.
Невротизация школьников за годы обу¬чения возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.
При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше¬нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на¬силия и разных видов наказаний.
Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способно¬стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это¬го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.
Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт¬вы:
• наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
• особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
• особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
т.д.);
• недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
физического насилия);
• страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
родителями; плохие оценки);
• болезнь;
• низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ¬кая самооценка).

 

Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.

Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную си¬туацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.
В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:
1. Сбор информации из раз¬личных источников о случившемся для выяснения характера перене¬сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо¬зреваемого, реакции ребенка на случившееся.
2. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор-мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен-никами и детско-родительских отношениях
3. Определить природу проблемы.
4. Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
5. Обсудить возможности выбора поведения.
6. Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что требуют вмешательства посторонних людей.
7. Разработать конкретный план действий.
8. Продумать последствия выработанного плана.

Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию - посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:
 сбор информации для подтверждения факта насилия и установ¬ления его виновника;
 исключение воз¬можности оказания на ребенка давления;
 создание оптимальных психологических комфорт¬ных условий для работы с ребенком
 выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор¬мы эмоциональной и психологической поддержки
 в беседе следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
 оптимальная продолжитель¬ность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.
При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию насилия. По этому фактору дети делятся на четыре группы:
1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;
2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;
3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;
4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида¬ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан-ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

Общие правила проведения беседы с ребенком, пострадав¬шем от насилия и его семьей (социализирующими взрослыми)


1) во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со¬стояния;
2) устанавливать максимально возможные доверительные, поддер-живающие отношения с ребенком;
3) создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич¬ностного потенциала ребенка;
4) использовать многовариантность беседы для создания психоло-гически комфортных условий;
5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов-ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.
Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро¬дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен¬ку вопросов, на которые уже ответили родители.
Беседа с близкими людьми жертвы насилия должна проводиться на эмоцио¬нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы¬зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.
При получении информации, касающейся сексуально¬го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно име¬ют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того, могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.
Необходимо оценить способ¬ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез¬ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

Групповая работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци-альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив¬шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо¬логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.
Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.
Таким образом, задачей групповой терапии является не только по-мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова¬ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.
План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро¬дителями или опекунами, не причастными к насилию.
Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут¬ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать¬ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени¬ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро¬вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

Прочитано 470 раз Последнее изменение Среда, 01 Апрель 2015 11:11
Другие материалы в этой категории: « Виды и формы насилия О попечительских советах »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии